В последнее время Минск стали забрасывать гравюрами. Вот и Королевская академия изящных искусств Сан-Фернандо, находящаяся в Мадриде, "угостила" Национальный художественный музей 95 офортами Гойи и Пикассо. Офорт – разновидность гравюры на металле, то есть рисунок выцарапывается на пластине, а потом с нее идет печать. Видимо, схожесть техники и испанская кровь объединили на выставке работы двух очень разных художников.
Любопытно: левая верхняя зарисовка передает привет Мунку. Ну и чем еще он вдохновлялся?
Творчество Гойи представлено несколькими сериями. Наиболее многочисленная – "Капричос" ("Причуды"). Всего в серии 80 работ, к нам привезли только часть из них, но весьма любопытную. Можно говорить что угодно о мрачности или пессимизме Гойи, но и в чувстве юмора ему не откажешь. Каждый офорт, помимо названия, имеет искрометно-нравоучительное описание. Ах да, о морали: согласно историческим данным о личной жизни художника, Гойя был тот еще прелюбодей. Что, впрочем, никак не помешало ему выступать в роли наставника для всех остальных.
 |
Ф. Гойя ."Сон разума рождает чудовищ". Из серии "Капричос"
Воображение, покинутое разумом, порождает немыслимых чудовищ; но в союзе с разумом оно — мать искусств и источник творимых им чудес |
 |
Ф. Гойя. "Вот это называется читать". Из серии "Капричос"
Никто не скажет, что он теряет время зря. |
 |
Ф. Гойя. "До самой смерти". Из серии "Капричос"
Она прихорашивается — и очень кстати. Сегодня день ее рождения. Ей исполняется семьдесят пять лет. К ней придут подружки. |
Другие серии – "Тавромахия", "Бедствия войны" и "Диспаратес". Названия первых двух говорят сами за себя. В "Тавромахии" много шума вокруг быков и искусных или неудачливых тореадоров. В "Бедствиях войны" – страдания, насилие, расчлененка во всей красе, полнейший мрак и угнетение. А "Диспаратес", что означает "Глупости", – это толика абсурда и бессмыслицы.
 |
Ф. Гойя. "Прыжок с гаррочей Хуанито Апиньяни в выступлении на арене Мадрида". Из серии "Тавромахия"
|
 |
Ф. Гойя. "Со здравым смыслом или без него?" Из серии "Бедствия войны"
|
 |
Ф. Гойя. "Похищенная конем". Из серии "Диспаратес" |
Далее выставлены 15 офортов Пикассо, больше всего из серии "Сюита Воллара", а главными действующими лицами преимущественно являются минотавры с женщинами и скульпторы с моделями. Скажу начистоту: часть гравюр поражает и удивляет, но отдельные меня оставили в недоумении.
 |
Ф. Гойя. "До третьего поколения" (1799) и С. Дали "Капитан Немо" (1977) из серии "Капричос"
|
 |
П. Пикассо. Из серии "Тавромахия" (1959)
|
 |
С. Дали. "Бой быков и выдвижной ящик". Из серии "Сюрреалистическая тавромахия" (1965) |
В любом случае, техника гравюры необычна и разнообразна, несмотря на кажущуюся непредставительность. Так, в офортах Франсиско Гойи внимания требуют детали, прорисованные с впечатляющей точностью. А чтобы не запутаться в линиях и найти, допустим, Рембрандта среди двух женщин на гравюре Пикассо, лучше отойти подальше. Но оба художника по-своему хороши и чем-нибудь да затронут Вас.
Комментарии: