понедельник, 18 января 2016 г.

Природа "Крика" и крик природы

Одна из самых широко известных, пародируемых, видоизменяемых и дорогих картин ever – "Крик". Но вот не все еще уяснили себе автора этого произведения. Куратор музея Ван Гога в Амстердаме так и говорит: «Один из часто задаваемых посетителями нашего музея вопрос: "Почему у вас нет "Крика"?"». Действительно, почему его там нет? Ответ предельно прост: потому что написал его Эдвард Мунк.

Э. Мунк. "Крик" (1893)
Э. Мунк. "Крик" (1893)


Долгий период творчества Эдварда Мунка, норвежского живописца конца XIX – начала XX века, состоял в написании самой известной (пожалуй, более знаменитой, чем сам автор) картины и схожих с ней. С 1893 года художник отрабатывал этот сюжет, создал четыре версии "Крика", а также "Тревогу", "Отчаяние" – и  всё это на фоне алого заката и слегка изменяющегося пейзажа. Отпустило его только более чем через пятнадцать лет, после лечения в психиатрической клинике: считается, что маниакально-депрессивный психоз, коим страдал Мунк, сыграл в этом немаловажную роль. 

Э. Мунк. "Тревога" (1894)
Э. Мунк. "Тревога" (1894)

Э. Мунк. "Отчаяние" (1894)
Э. Мунк. "Отчаяние" (1894)
К слову, "Отчаяние", "Тревога"... Чувствуете, не хватает "Заброшенности"? Можно было бы написать неплохое эссе по философии с привязкой к экзистенциализму.
Трактовок происхождения "Крика" уйма: автор то ли вдруг ощутил ужас грядущих войн, то ли впечатлился звуками скотобойни, то ли просто немножко дал волю воображению. Но вот сам Мунк писал: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Так или иначе, получился шедевр экспрессионизма: согласитесь, "Крик" выражает и вызывает сильные и яркие чувства.

Ну и при чем тут Ван Гог? Мунк сильно вдохновлялся творчеством голландского художника, причем чем дальше, тем сильнее. При жизни Винсент Ван Гог не получил признания да и написал приличное число полотен по сути лет за пять. Зато норвежец, можно сказать, продолжил дело Ван Гога и отзывался о своем авторитете так: «За свою короткую жизнь он ни разу не позволил погаснуть своему пламени, его кистью двигали огонь и страсть. На протяжении моей куда более долгой и благополучной жизни я всегда стремился, как и он, к тому, чтобы не дать угаснуть моему огню, работать обжигающей кистью до конца». Да, Мунк был и знаменитым, и оцененным, и оплачиваемым.

В. Ван Гог. "Автопортрет у мольберта" (1888).Э. Мунк. "Автопортрет в Экели" (1926)
В. Ван Гог. "Автопортрет у мольберта" (1888).Э. Мунк. "Автопортрет в Экели" (1926)
Между тем, Мунк подчас заимствовал и сюжеты, и технику. Если присмотреться, характер линий "Крика" напоминает, например, о "Звездной ночи", а пейзаж и композиция – "Мост в Трикетайе". Поэтому и ошибаются при определении автора картины: чувствуется сходство. Но это как путать художников одного направления, потому что в рамках искусства сложно определить, где заканчивается вдохновение и начинается плагиат.

В. Ван Гог. "Звездная ночь" (1889)
В. Ван Гог. "Звездная ночь" (1889)

В. Ван Гог. "Мост в Трикетайе" (1888)
В. Ван Гог. "Мост в Тринкетайе" (1888)
Кстати говоря, google выдал интересную выставку "Мунк: Ван Гог" – в Амстердаме. Название понимайте как хотите, но суть экспозиции заключалась в сопоставлении картин этих двух именитых художников. Только, увы, как раз вчера она закончилась, а не то я непременно бы порекомендовала Вам сгонять в Нидерланды и окончательно разобраться в вопросе.

Комментарии: