среда, 16 марта 2016 г.

ART

В декабре 2015 года театр имени Янки Купалы представил свету премьеру: беларускамоўную интерпретацию известной пьесы "Искусство" французского автора Ясмины Реза. Эта комедия была поставлена, оказывается, во многих театрах Европы и Америки, и теперь белорусский "ART" пополнил список. Я сходила и спешу поделиться впечатлениями.



В "ART" всего три действующих лица – мужчины среднего возраста, чья дружба насчитывает более пятнадцати лет. Детализация характеров проступает где-то на уровне "Конька-Горбунка": "Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак." Точно такой же расклад и тут: Марк претендовал быть умным, Серж представлял собой что-то среднее, ну а Иван (совпадение? не думаю) – слабовольная творческая(?) личность, что поделаешь.

А дальше – синопсис. В один прекрасный день Серж прикупил картину, да не простую, а с подвохом. Даже с двумя. Подвох номер один: полотно стоило двести тысяч евро; подвох номер два: это очередной шедевр современного искусства, где (барабанная дробь) на белом фоне местами виднеются тонкие белые полосы. И хотя Серж достал двести тысяч из своего собственного кармана, сие событие так взбудоражило Марка, что тот бросился рвать на себе волосы, учить Сержа жить, учить Ивана жить, выяснять с ними отношения, кричать, что картина – "белае гаўно"... И так весь спектакль.


Помните, как Слава и Камиль в "О чем говорят мужчины" повелись на "громкое" имя художника Тищенко?
А тема-то стара как мир и всегда актуальна. Можно ли абстрагироваться от автора, от стоимости, от популярности и прочих незначимых по сути факторов и оценивать творчество объективно? Нет, не объективно, но по крайней мере с чистого листа, "белым по белому", как на той картине. Пока псевдофранцузы-псевдодрузья переводили полемику в совсем иное русло, откапывали топор войны и закапывали истину в споре, я сидела и думала: если пьеса была написана в 1994 году, в общем-то, автор предвосхитила будущее. Например, в списках самых дорогих картин прочно укрепились работы Марка Ротко. Когда я увидела изображения в интернете, мой сравнительно незатуманенный мозг дал сбой. Что в них такого, стоящего тех огромных денег, которые платят за эти полотна? Право же, я не стану называть их "оранжево-красно-желтым говном". Просто признаю, что до понимания творений Ротко я еще не доросла. Кто знает, может быть, и никогда не дорасту, но не буду зарекаться.

М. Ротко. "Оранжевое, красное, желтое" (1961). Продана с аукциона в 2012 году за 86.7 миллионов долларов.

М. Ротко. "Фиолетовое, зеленое и красное" (1951). Продана в 2014 году за 186 миллионов долларов.
Но вернемся к самому спектаклю. Поскольку актер Артем Бородич, похоже, надолго вышел из строя, был представлен второй состав: Олег Гарбуз, Сергей Чуб и Павел Харланчук-Южаков – актеры, чьи имена широко известны в узких кругах, и все они отыграли с должным надрывом. Кстати, буквально в эти дни в Париже впервые проходят Белорусские театральные сезоны, в рамках которых французской публике будет продемонстрирован и "ART". Любопытно, как его воспримут?

Если же Вы заинтересовались, но не стремитесь отрываться от дивана и идти в театр, есть достойная альтернатива. Та же Ясмина Реза написала трагикомедийную пьесу "Бог резни", а после Роман Полански снял по ней фильм "Резня". В этом фильме четыре главных героя – две семейные пары, также решивших в ходе беседы повыяснять отношения. Еще один фильм – "Имя", французский и тоже являющийся экранизацией пьесы, но уже других авторов. По сюжету, семейная перепалка начинается с того, что один из главных героев намеревается назвать сына Адольфом. И "Искусство", и "Резню", и "Имя" объединяет камерность, бесконечные диалоги и дискуссии и практически полное отсутствие сюжетной линии. Порой всё это ну очень близко граничит с какими-нибудь шоу типа "Пусть говорят" – но, видимо, народ такое любит.

Комментарии: